Пятница, 17.05.2024, 06:26

Сайт Григорьевой Наталии Сергеевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Таблица умножения тест
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы (из опыта работы)

Здоровье – это самое ценное и необходимое условие успешного обучения младших школьников, а также важнейший показатель благополучия общества и государства в целом. По определению Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека, в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Очень важно за весь период обучения в начальной школе и в дальнейшем сохранять и укреплять здоровье детей.

Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. В своей работе я применяю различные игры и упражнения, направленные на расслабление организма. Ребятам они очень нравятся, во время занятий на их лицах сияют улыбки, в глазах – искорки счастья, добра и любви. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, учитывающего особенности каждого ученика и направленного на возможно более полное раскрытие его потенциала.  В центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Их применение формирует у школьников бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать [5, 72].

В этой статье я приведу несколько эффективных упражнений, применяемых мной в работе с детьми.

В нашей школе каждый педагог считает своим долгом в ходе учебно-воспитательного процесса использовать физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность самих занятий.

Физкультурные минуты проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Приведу пример физкультминутки,  которая очень нравится моим ребятам.

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

Пальчиковая игра на уроках. Паучок. Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

          А за ним ходили детки.
          Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
          Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.

          Солнце стало пригревать,  Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
          Паучок ползёт опять,  Действия аналогичны первоначальным.
          А за ним ползут все детки,
          Чтобы погулять на ветке. «Паучки» ползают по голове.

Релаксационные упражнения направлены на расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса. Стряхиваем воду с пальцев. Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Поднимаем и опускаем плечи. Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

Игра «Дождь в лесу». Дети встают – «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянули, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети  проводят ладошками по спинам товарищей). Но  вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Лимон. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Воздушный шар. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.

В целях повышения интереса учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в нашей школе  часто проводятся Дни здоровья и спорта, месячники ЗОЖ, различные спортивные игры и конкурсы, тематические классные часы. Дети вместе с родителями и учителями с удовольствием посещают физкультурно-оздоровительный комплекс «Мариинский» – бассейн, а также различные спортивные кружки и секции.

Таким образом, использование на уроках здоровьесберегающих   технологий залог успешности учебно-воспитательного процесса.

Я считаю, что если мы с самого раннего возраста научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если  личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература 

  1. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы / В. И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 240 с.
  2. Лецких, А. А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся /А. А. Лецких // Завуч начальной школы. – 2004. – № 1.
  3. Панцова, Н. И. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе / Н. И. Панцова // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2013. – № 7. – С. 12–14.
  4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.
  5. Чичкова, Г. М. Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников / Г. М. Чичкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 1. – С. 71–73.
Категория: Мои статьи | Добавил: Natasha_Sosnina (24.01.2015)
Просмотров: 1896 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergdem  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>парапеты металлические на кровлю</a>

Имя *:
Email *:
Код *: