Четверг, 02.05.2024, 10:43

Сайт Григорьевой Наталии Сергеевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Таблица умножения тест
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 4
Показано материалов: 1-4

Мои статьи | Просмотров: 459 | Добавил: Natasha_Sosnina | Дата: 20.06.2016 | Комментарии (0)

Рецепт приготовления хорошего урока.

Мои статьи | Просмотров: 612 | Добавил: Natasha_Sosnina | Дата: 31.10.2015 | Комментарии (0)


ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОв

Обучение выразительному чтению связывают с качеством и глубиной восприятия произведения, эстетическим воспитанием школьников, повышением грамотности, процессом общения, коммуникативной культурой и пр. При этом выразительное чтение трактуется авторами пособий как «один из методов творческого анализа», рассматривается как вид искусства, которое возможно «только на основе глубокого освоения произведения».

Таким образом, выразительное чтение становится вторичным по отношению к самому анализу текста. Разработанные методики выразительного чтения, призванные привлечь ребенка к литературе, не всегда оправдывают ожидания, так как в своей основе имеют тот же анализ. Проблема состоит в том, что выразительное чтение текста оторвано от непосредственного его восприятия и самим учителем часто осознается фактор, который помогает в обучении аналитическому чтению, а не как самостоятельный метод познания. Остаются нераскрытыми сами механизмы, которые обеспечивают связь между анализом и выразительностью, а также не решена проблема критериев оценки выразительного чтения.

Дыхание. Обучение правильному использованию дыхания в речи: экономному и равномерному расходованию воздуха, своевременному и незаметному пополнению запаса его (на паузах). Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишенное напряжения), частое (но не учащенное!), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперед, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма опускается, плечи не поднимаются. Проводятся разнообразные игры на дыхание. Например: «Цветочный магазин»: «Исходное положение стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный». Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Свеча». Нужно взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний, бумажка контролирует ровность выдоха.

«Поймай комара». Делается вдох – руки раздвигаются в стороны, сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо прихлопнуть ладонями так, чтобы не спугнуть. Выдыхая воздух медленно, дети непрерывно произносят звук [з-з-з].

Голос. Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом. Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Однако голос, как и дыхание, следует развивать.

Интонация. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения.  Интонация позволяет передавать эмоционально-смысловые оттенки текста, отношение к описываемому (иронию, уважение,  гордость, нежность и т.п.). Интонация является следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и душевного состояния читающего.

Словарь настроений. Помогает в работе над выразительным чтением. Он есть у каждого ученика. После выразительного чтения произведения учителем у учащихся на парте появляются карточки с теми словами, какое чувство они ощущали во время чтения произведения. После анализа произведения ученикам задается вопрос: «Какие же чувства испытал сам автор в это счастливое время года?» Тогда на доске появляются слова, отражающие настроение автора (М. Пришвин «Осеннее утро»): веселое, удивление, радостное, любование, счастливое, возбуждение.

После такой работы ученики читали текст выразительно, стараясь через чтение передать и свое личное настроение, и настроение автора.

Таким образом, главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям своё понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат регулярной и кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться свои голосом.

Мои статьи | Просмотров: 381 | Добавил: Natasha_Sosnina | Дата: 04.04.2013 | Комментарии (0)